Приморский край - любовь моя!
15.09.2025
Проект познавательно – воспитательной
деятельности дошкольников «Приморский край – любовь моя!»
Вид проекта: познавательно – творческий,
групповой.
Образовательная
область:
«Познавательное развитие».
Интеграция
образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое
развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Участники: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Сроки реализации: сентябрь – май (долгосрочный)
Гипотеза: Если я реализую данный проект, то
повысится уровень знаний детей о родном крае, его историко-культурных,
национальных, географических и природных особенностях.
I.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Авторский проект «Приморский край – любовь моя!» разработан в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования ФОП ДО и на основе методического материала по
вопросам нравственно-патриотического воспитания.
ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества, а также формирования общей культуры
личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств,
самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной
деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми. Проблемы нравственного
воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное
развитие» и «Познавательное развитие». А именно основные задачи, в соответствии
с ФГОС, обозначены следующим образом: социально-коммуникативное развитие детей
дошкольного возраста должно быть направлено на уважительное отношение, чувство
принадлежности своей семье, своим сверстникам и взрослым. Познавательное
развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других
людях, объектах окружающего мира, о малой родине, Отчизне, представление о
социально-культурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей
является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность программы.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым
следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и
воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию
нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познавательного
детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые
помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются
в памяти человека на всю жизнь.
Проект «Приморский край – любовь моя!», ориентированный на
детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), приобретает особенную значимость
благодаря следующим аспектам:
1.
Патриотическое
воспитание: Проект способствует формированию любви к малой родине, восприятию
чувства гордости за свою страну через изучение природы, истории и культуры
родного края.
2.
Экологическое
просвещение: Позволяет детям осознать важность бережного отношения к природе
Приморского края, формирует основы экологической грамотности и ответственности
перед окружающей средой.
3.
Развитие
познавательной активности: Активизирует интерес старших дошкольников к изучению
природных богатств региона, расширяет кругозор, стимулирует исследовательские
способности.
4.
Воспитание
эстетического восприятия: Способствует развитию художественного вкуса путем
знакомства с живописью, литературой и фольклором Приморского края.
5.
Социальная
адаптация: Формирует коммуникативные навыки посредством коллективной работы над
проектом, организует взаимодействие детей друг с другом и педагогом.
Таким образом, проект является актуальным инструментом
воспитания всесторонне развитых и социально адаптированных членов общества,
обладающих глубокими знаниями о родном крае и чувством патриотизма.
Исходя из актуальности темы, я поставила перед собой
следующую цель:
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства
сопричастности к родному селу, к Приморскому краю через комплексную
образовательную деятельность, включающую знакомство с географией, природой,
культурой и традициями Приморского края.
В процессе работы над данной темой я определила следующие
задачи:
1.
Закладывать
основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с
творческим потенциалом, способный к самосовершенствованию, к гармоничному
взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным селом и краем.
2.
Расширять
представления детей об истории, культуре, людях, профессиях,
социально-экологической значимости родного края.
3.
Формировать
представления о народностях, проживающих на территории Приморского края,
изучение особенностей культуры и быта коренных народов.
4.
Развивать
представления детей о природе и географии региона, формировать знания о флоре и
фауне, природных ресурсах и особенностях климата.
5.
Воспитывать
бережное отношение к природе родного края, желание заботиться о нем.
Отличительной особенностью Проекта является его практическая
значимость, вовлечение детей и родителей в совместную созидательную
деятельность по приобщению к основам краеведения, традициям и культуре,
окружающей природе родного края.
Основные принципы
Проекта.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению
дошкольников с родным селом и краем положены следующие принципы:
Принцип историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка
описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и
настоящее.
Принцип гуманизации – предполагает умение педагогов встать на позицию ребенка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке
полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие
понятия – любовь к родному городу, родному краю.
Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном селе и крае
с учетом возраста, накопленного им опыта, особенности эмоциональной и
познавательной сферы и др.
Принцип интегративности - реализуется
в сотрудничестве с семьей, детской центральной библиотекой, музеями с Покровка.
Содержание краеведческого материала определяется с учетом сочетания всех видов
деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями села и
Приморского края.
Модель реализации
Проекта.
![]() |
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемый результат.
По итогам реализации проекта дети получают следующие знания и
умения:
1. Развитие эмоционально-чувственного восприятия окружающего
мира. Дети учатся восхищаться красотой природы, испытывать гордость за
природные богатства своей малой родины и проявлять бережное отношение к
природе.
2. Освоение основ экологического сознания. Через
познавательные игры и творческие занятия дети получают знания о животных и
растениях своего региона, особенностях климата и экосистем, что способствует
формированию ответственности перед окружающей средой.
3. Усвоение краеведческих знаний. Знакомство с историей,
культурой и традициями Приморского края помогает детям осознавать себя частью
большого культурного пространства и
воспитывать уважение к культурному наследию
своей страны.
4. Формирование умения наблюдать и анализировать окружающую действительность.
Занятия развивают способность самостоятельно делать выводы, ставить
исследовательские вопросы и находить ответы через наблюдение, эксперимент и
взаимодействие с окружающим пространством.
5. Обогащение активного словаря и развитие речи. Познавательная
деятельность расширяет кругозор ребенка, обогащая речь новыми словами и
понятиями, формирует умение четко выражать мысли и грамотно строить
предложения.
6. Повышение уровня социальной активности. Понимание важности
сохранения природного наследия стимулирует участие детей в социальных проектах
и акциях, направленных на защиту окружающей среды.
Родители:
- Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности
ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности,
нравственно-патриотического воспитания;
- Проявление позиции активных участников
воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
Планируемые результаты
по окончанию Проекта.
- Знает имена некоторых героев-земляков, их подвиги.
- Знает о памятниках, площадях, улицах родного села, края.
- Знает государственную символику родного села и городов
Приморского края.
- Знает, что Уссурийск – один из городов России.
- Знает, что Владивосток – столица Приморского края.
- Знает людей, прославивших наш город и край.
- Знает историю возникновения села, города.
- Знает представителей растительного и животного мира
Приморского края.
- Знает о принципах создания Красной книги Приморского края и
России, ее значимости.
- Знает представителей растительного и животного мира
Японского моря.
- Знает заповедники Приморского края.
Таким образом, освоив программу занятий, ребенок становится
экологически сознательным, социально активным человеком, способным критически
мыслить и принимать решения в условиях современной жизни.
II. Содержательный раздел.
Структура и содержание
Проекта.
Проект предназначен для использования детьми дошкольного
возраста (6-7 лет) и обеспечивает формирование знаний по краеведению у детей
дошкольного возраста. Система работы рассчитана на один календарный год. Для
реализации Проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и
практический.
Наглядный метод используется:
При прочтении педагогом рассказов;
При проведении экскурсий в музей, по селу, целевых прогулок;
При проведении наблюдений;
Во время показа сказок (педагогом, детьми);
При рассматривании книжных иллюстраций, репродукций,
предметов;
При проведении дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
Чтения литературных произведений воспитателем;
Чтение стихотворений детьми, воспитателем;
Беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов
воспитателя, приглашенных родителей;
Ответов на вопросы педагогов, детей;
Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,
игр-драматизаций и др.);
Сообщение дополнительного материала воспитателем;
Загадывание загадок;
Рассматривание наглядного материала;
Рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование
сказок;
Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
Организовать продуктивную деятельность;
Провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и
др.);
Оформить гербарий, альбомы;
Организовать постанову сказок, литературных произведений, а
также конкурсов, викторин;
Организовать вечера с родителями, для родителей и
сверстников;
Изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Место реализации Проекта – детский сад и семья.
Данный Проект предполагает сочетание разнообразных методов и
приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио и
видеоматериалом с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование,
презентации, информационно-коммуникативные технологии.
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия,
инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии и
т.д.
Этапы реализации
проекта.
Организационный этап
- Определение целей и задач Проекта
- Подбор участников Проекта – дети подготовительной группы
детского сада
Информационно-аналитический этап
- Изучение существующих материалов и литературы о природе,
достопримечательностях, традициях и народах Приморского края
- Проведение анализов потребностей воспитанников детского
сада в получении знаний о регионе проживания
Практическая реализация этапа
- Организация тематических занятий
- Внедрение игровых форм работы с детьми через
театрализованные постановки, изготовление поделок и рисунков на заданную
тематику
- Экскурсии и походы по местным природным памятникам и
культурным объектам села
Заключительный этап
- Оформление выставки творческих работ детей, посвященных
родному краю
- Презентация результатов проекта родителям воспитанников
План реализации
проекта:
месяц |
Содержание работы |
Программное содержание |
сентябрь |
1. «Мой родной Приморский край» 2. «Народная культура Приморского
края» |
Познакомить детей
с историей Приморского края. Углубить знания детей о родном крае. Развивать
познавательный интерес к изучению родного края, к истории и культуре Познакомить детей
с коренным населением Приморского края, изучить культурное наследие коренных
народов. |
октябрь |
1. «По следам первооткрывателей» 2. «История городов Приморского края» |
Познакомить детей
с первооткрывателями Приморского края. Побуждать детей к желанию получить
новые знания. Воспитывать уважение к людям, которые прославили наш край. Познакомить детей
с городами Приморского края. Расширить знания детей о том, что в Приморском
крае много городов со своей историей. |
ноябрь |
1. «Столица Приморского края –
Владивосток» 2. «С чего начинается Родина» |
Закреплять знания
о памятниках, достопримечательностях. Познакомить с историей города
Владивостока, о его многонациональности и культуре. Познакомить детей
с историей села Покровка, с его достопримечательностями. |
декабрь |
1. «Символика Приморского края,
городов края» 2. «Волшебная природа Приморья» |
Познакомить детей
с символами Приморского края, разных городов, родного села. Познакомить детей
с Уссурийской тайгой. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к
ней. |
январь |
1. «Животный мир Приморского края» 2. «Зимующие и перелетные птицы
Приморского края» |
Познакомить детей
с животными, обитающими на территории Приморского края. Познакомить детей
с птицами, проживающими и обитающими на территории Приморского края. |
февраль |
1. «Удивительный мир насекомых Приморского
края» 2. «Бабочка – удивительное чудо
приморья» |
Уточнить знания о
характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде
насекомых. Познакомить детей
с разнообразным миром бабочек. |
март |
1. «Озеро Ханка и его обитатели» 2. «Тайны Японского моря» |
Познакомить детей
с животным и растительным миром озера Ханка, подчеркнуть уникальность
водно-болотного комплекса озера. края. Познакомить детей
с растениями и обитателями Японского моря. |
апрель |
1. «Красная книга Приморского края» 2. «Заповедники Приморского края» |
Продолжить
знакомить детей с Красной книгой, какие животные и растения занесены в нее,
дать понятие, для чего существует Красная книга. Расширить знания
детей о заповедниках, об их значимости для сохранения флоры и фауны нашего
края. |
май |
1. «Викторина» |
Развивать
разносторонние качества личности ребенка, память, быстроту реакции,
сообразительность, находчивость, логическое мышление. |
III. Отчет о реализации Проекта.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о
родном крае постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к
изучению богатого животного и растительного мира, обычаев и традиций народов,
истории возникновения Приморского края.
Дети проявляли большой интерес к изучению географических объектов,
памятников архитектуры и истории. Тематические занятия, беседы, игровые
упражнения я проводила с использования различного наглядного материала. Активно
использовала видеоматериал в форме видеороликов, презентаций. Совершила с
детьми экскурсии в музей, библиотеку, в дом творчества. На протяжении
реализации Проекта «Приморский край – моя любовь!» у детей развивалась связная
речь, логическое мышление, расширялся кругозор, повысился познавательный
интерес к малой Родине.
Успешным результатом моей проектной деятельности можно
считать участие команды детей в составе 10 человек в методическом объединении.
На МО дети показали свои творческие и интеллектуальные способности, широкий
кругозор, прочные знания, способность логически и последовательно мыслить.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что
каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени
информативным и интересным для детей. В большинстве проводимых мероприятий
активное участие принимали родители, проявляли инициативу и прониклись
важностью задач проекта.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2025
Дата обновления: 15.09.2025
Дата публикации: 15.09.2025